Порядок обжалования МПА

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или)  должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее, изменяющее либо прекращающее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В систему муниципальных правовых актов входят:

  • устав муниципального образования,
  • правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  • нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  • правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.  

В соответствии со ст.48 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации.

Гражданское законодательство Российской Федерации разделяет муниципальные правовые акты на нормативные и ненормативные:

  • Нормативные правовые акты - акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера

Порядок обжалования нормативных правовых актов закреплен в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ)  Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ).

В соответствии с требованиями ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются из права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления или должностного лица подаются по подсудности установленной статьей 24 ГПК РФ в районный суд в качестве суда первой инстанции. В районный суд заявление подается по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ (требования к форме и содержанию искового заявления) и содержать дополнительные данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.   К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суда не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.   Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение одного месяца.   При этом, необходимо иметь в виду, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.

  • Ненормативные правововые акты -  акты, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций 

Предметом обжалования в суде могут быть муниципальные правовые акты ненормативного характера, если в результате их принятия:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.   Заявлением может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица.   Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Заявление рассматривается судом в течении 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего.   Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.   На органы местного самоуправления возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемого муниципального акта ненормативного характера; гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!